Хустский замок — главная городская достопримечательность и по совместительству ось, вокруг которой закручивался вихрь истории. Город раскидывается у подножия вулканической горы — на ней-то и скалятся руины некогда грозной крепости. В западной части Хуста течение Рики (от укр. Ріка) вливается в Тису, а русло Тисы сужается, образуя Хустские ворота — важный отрезок средневекового водного пути, возле которого встречались не только речные торговые маршруты, но и сухопутные тракты.
Возраст города принято отсчитывать от момента основания крепости, но люди жили здесь и раньше. Там, где недостает фактов, в игру вступает фантазия. Поэтому с названием города связана легенда про черта. Захотел нечистый выбраться из преисподней, разбежался — и со всей дури пробил головой землю. Однако выбраться на равнину оказалось непросто — хвост крепко застрял в аду. Там, где черт пытался вытащить свой хвост с того света, земля вздыбилась, образуя гору, а нечистый только причитал от боли: “Ой, мой хвуст-хвуст-хвуст!” Менее затейливые версии утверждают, что город назван по имени одного из владельцев замка или же топоним “Хуст” прижился из-за красных платков — “хусток”, которыми в старину подавали сигнал тревоги.
Строительство Хустской твердыни началось в 1090 году. Строители преследовали сразу 3 цели. Во-первых, крепость должна была контролировать Хустские ворота, а вместе с ними и весь водный путь, которым транспортировалась на запад соль из Солотвино. Во-вторых, времена были неспокойные — то татары прискачут, то турецкое войско заявится, поэтому крепость призвана была защищать восточные венгерские границы. Наконец, хустские земли ещё совсем недавно были частью Галицко-Волынского княжества, и русины не слишком радовались венгерскому владычеству — приглядывать приходилось и за аборигенами.
Каменщики стучали молотками ни много ни мало 101 год, и крепость они воздвигли мощную — с высокими башнями, перекидным мостом, казармами и подземными переходами. Из окон открывался отличный вид на Тису и дороги, проходившие через Хуст, так что владетели замка орлиным оком следили за стратегически важным пересечением торговых трактов. Оборона твердыни были продумана с тщательностью, которой позавидовали бы аптекари и ювелиры. Крутые склоны горы не позволяли атаковать крепость с нескольких сторон, поэтому о Хустский замок сломали зубы и татарская орда хана Гирея, и турецкое войско. Позже крепость превратилась в один из центров повстанческого движения куруцев — эти ребята были твердо намерены избавиться от власти Габсбургов. Только предательство смогло отворить замковые ворота перед австрийской армией — если бы не это обстоятельство, Габсбургам пришлось бы осаждать Хустский замок долго и, скорее всего, безрезультатно.
А сейчас самое время спросить: “Если твердыня была такой неприступной, что ж от неё одни руины остались?” Можем предложить два варианта ответа на этот вопрос. Первый — лирический. Любят на Закарпатье вспомнить похождения опришков — участников народного повстанческого движения, хорошенько потрепавших местную аристократию. Поговаривают, будто Хустский замок разрушил опришек Григор Пинтя. Его описывают чуть ли не великаном, и утверждают, что разнес он крепость просто из пушки — за то, что долго сидел там в заточении. Второй вариант опирается на исторические факты, но воображение поражает даже сильнее, чем история про великана Пинтю. То, что не смогли разрушить вражеские армии, было уничтожено стихией. В 1766 году во время кошмарной грозы молния трижды ударила в замок — со второй попытки разгневанные небеса угодили точно в пороховую башню. Прогремел взрыв, унесший жизни многих людей, огонь поглотил всё строение. Разрушения были такими, что восстанавливать крепость не имело смысла, и гарнизон перевели из Хуста в Мукачево. Тем более что стратегическое значение Хустских ворот к этому времени сильно поуменьшилось.
Для независимой Украины Хуст имеет своё особое значение — даже без грозной крепости над рекой. Именно тут в 1919 году состоялось Закарпатское всенародное собрание, на котором были решено воссоединится с остальной Украиной. Правда, эта народная инициатива не помешала приклеить Закарпатье к новорожденной Чехословакии. Но украинцы так просто не сдаются — уже в 1939 году жители Закарпатья предприняли ещё одну попытку определить себя как Украину. Хуст был провозглашен столицей Карпатской Украины. Венгерские войска смотрели на этот вопрос иначе, поэтому возле села Красное Поле разразилось чудовищное сражение. Защитники молодого государства не на жизнь, а на смерть стояли против венгров, которые никак не ожидали встретить такое отчаянное сопротивление. Венгерские солдаты в бешенстве учинили бойню, издеваясь не только над живыми, но и над мёртвыми. Трупы сбрасывались прямиком в воды Тисы. На память об этих страшных событиях между Хустом и Виноградовым устроен мемориальный парк “Красное поле”.
Что посмотреть, помимо замка?
Итак, Хустская крепость — интересное место, но не единственный туристический объект, ради которого можно приехать в тихий закарпатским город с громким прошлым. Тут найдутся любопытные деревянные и каменные церкви, самой привлекательной считается Хустская Реформаторская церковь — чудесный образец готической архитектуры, бывший костел XIII столетия, правда, перестроенный в более позднюю эпоху.
Неподалеку от города находится село Киреши — всего 5 км отделяют это сказочное место от Хуста. Почему сказочное? Потому что возле Кирешей раскидывается знаменитая Долина Нарциссов. В мае широкое поле в окрестностях села превращается в фантастический белый ковер — это расцветают нарциссы узколистые. Ехать любоваться нарциссами нужно 9-10 мая, но бывает, что они просыпаются от зимнего сна и раньше.
Как добраться?
В Хусте железнодорожный и автовокзалы находятся рядом. Из Львова или Ужгорода сюда ходит поезд 601Л “Львов — Солотвина 1”. Хотя ехать из столицы Галичины 10 часов, зато вы сядете в купе вечером, выспитесь — и сойдете на перроне в 7 часов утра. Удобно. Существуют также прямые автобусные рейсы из Киева, Одессы, Львова, Тернополя, Хмельницкого, Ивано-Франковска, Мукачева. Например, из Львова автобусы на Хуст уходят в 7.15, 8.30, 13.00, из Франковска — в 13.25. Но выбрав автобусное сообщение, вы будете обречены провести весь день в дороге.